Розовые жирафы, машины творения и другие

Розовые жирафы, машины творения и другие

OPENSPACE.RU выяснил, как небольшим детским издательствам живется на посткризисном рынке.

В последнее время складывается впечатление, что в одном из сегментов нашего не самого благополучного книжного рынка, а именно в детском, происходит неожиданное оживление. Открываются независимые магазинчики вроде облюбованного детскими издательствами «Додо» или «Лавочки детских книг», а прошедший недавно во второй раз «Бу!Фест», который изначально позиционировался как фестиваль маленьких независимых издательств вообще, по нашим наблюдениям, практически превратился в фестиваль детской книги. 

OPENSPACE.RU задал представителям нескольких небольших издательств, специализирующихся на детских книгах, два вопроса: 

1. Действительно ли на фоне кризиса наблюдается оживление, чем оно объясняется и как поживаете именно вы? 

2. Что вы издаете и что у вас лучше всего покупают?

Мария ВАЙСМАН, издательство «Август»

Дело в том, что сейчас книг стало очень много, значительно больше, чем когда мы начинали это дело. Мы сто лет выкручивались непонятно как, книжки с трудом брали в магазины: просто не понимали, что это такое. Первые книжки я отдавала буквально за копейки, потому что надо было все это расшевелить. С новой моей книгой таких проблем уже нет: сейчас, наконец, уже все нас берут, появилось большое количество интернет-магазинов и книготорговых фирм, и дружественные издательства продают мои книжки тоже. Сейчас грех жаловаться на распространение: книжки уходят стремительно. Я даже боюсь, что сейчас старые закончатся: тогда не знаю, чем мы, собственно, будем торговать. Славу-то нам принесли книги, которые вышли в двухтысячном году. Из-за них мы до сих пор и держимся на рынке, потому что их спрашивают, очень любят и требуют переиздания. А наскрести на новое издание очень сложно. Я просто на последних книжных мероприятиях сделала вывод, что нет никакого смысла печатать наши книжки дешево: у нас ничего не получится, это будет некрасиво.

Мы с трудом издаем по одной книжке в год — то вместе с каким-нибудь банком, как книгу «Русские поэты для детей и взрослых», то просто на собственные деньги. У нас есть портфель книг, совершенно готовых к изданию, вопрос упирается только в деньги. Мы подали, наконец, на финансирование, вот сейчас жду — может быть, нам в Агентстве по печати дадут какую-то помощь. 

Алла НАСОНОВА, издательство «Детгиз»

Ну, в Москве, видимо, немножко наблюдается оживление, чего нельзя сказать о нашем городе (Петербурге. — OS), где мы по-прежнему практически одни издаем детскую книгу. В Москве открылся — что вы, может быть, и заметили — ряд маленьких, но гордых издательств, которые немного, но тоже издают какую-то приятную, культурную, внешне интересную и иногда интересную по содержанию книгу, как то: «Самокат», «Розовый жираф», «Априори», Издательский дом Мещерякова, «Сова» и так далее, — до десятка новых гуманитарных, как я их называю, детских издательств. Это не ширпотреб, а попытка возродить в России искусство детской книги. К сожалению, большинство из них переиздают в основном западную книгу, тиражируют ее на Россию и за счет этого кормятся. А все-таки мало усилий прикладывают к изданию отечественных авторов, и прежде всего — хорошей отечественной иллюстрации, высокого стиля, так сказать. Лучших графиков и так далее. Вот этого пока недостаточно, и над этим мы, в свою очередь, по мере своих слабых сил в Петербурге пытаемся работать. На самом деле в стране, очевидно, не хватает хороших книг для чтения, современной литературы по доступным, дешевым ценам. В стране и даже в Москве с Петербургом читающим детям отчетливо не хватает просто книжек, которые можно читать. 

Все, что выпускает наше издательство, замечательно продается, когда мы стараемся сделать хорошую современную иллюстрированную книгу для читающих детей. И недорогую. Это все книги, которые мы выпустили с 2005 года; я бы сказала, мы почти ни разу не промахивались. Правда, мы не так много выпускаем, мы сейчас маломощное и небогатое издательство. Пятнадцать — двадцать книг в год, понимаете? Если бы еще десять издательств выпускали хотя бы по двадцать книг в год, все вместе мы бы восполнили те двести книг, которые в свое время при советской власти выпускал один наш «Детгиз» и которых хватало советским детям, чтобы сформировался круг чтения. Десятью книгами в год ты читающего ребенка не удовлетворишь и пятнадцатью тоже. Тем более что эти наши пятнадцать — книжки для всех возрастов: три для малышей, четыре для подростков и так далее. Ну не четыре же книги подросток в год должен читать, правильно?

Ирина БАЛАХОНОВА, издательство «Самокат»

Что касается «Самоката», то нам, наверное, в последний год стало попроще, потому что мы перешли рубеж пятидесяти книг. Знаете, когда у издательства есть пятьдесят книг и оно еще что-нибудь делает, оно становится не очень легко потопляемым. Конечно, было очень плохо в начале 2009 года — вообще не знаю, как мы пережили эти три-четыре месяца. В тот момент у двух из трех малых издательств, если речь шла о внешнем финансировании, каком-то спонсорстве, четко стоял вопрос: а надо ли дальше вкладывать деньги? Люди были реально настроены на закрытие бизнеса. Но даже у издателей-собственников опускались руки. И в общем только то, что эта кризисная ситуация продлилась не очень долго, и спасло наш «Самокат». С тех пор стало получше, хотя все еще хуже, чем в 2008 году. 

Мы все как-то консолидировались. Мы и раньше ходили вместе на выставки, делились информацией. Но в этой ситуации с кризисом все маленькие издательства вдруг поняли: ну невозможно так зависеть от крупных сетей. Мы и так-то в общем несколько сомневались в их работоспособности, но нам казалось, что они плохо продают именно нас, потому что мы не «АСТ»: как-то они без нас могут. А оказалось, что они и в принципе не очень жизнеспособны. Когда «Топ-книга», при том финансировании, которое она имела, показала, что толком не может выжить… Они наши книги никогда особенно не продавали, а тут, возможно, чисто психологический момент сработал — люди посмотрели и сказали: ну боже ж ты мой! Нам казалось, что это мы такие плохие, недостойны регионов, а дело совсем в другом! Теперь работаем с альтернативными точками в регионах, их появляется все больше. Одновременно стало как-то очень ясно, что «работающих» больших магазинов в Москве в лучшем случае тридцать штук, в худшем — пять, в Питере тоже где-то парочка («Буквоед» тогда нами не интересовался), и, чтобы выжить, надо как-то активизироваться. И все активизировались: вдруг начали появляться маленькие книжные, многие издатели даже стали создавать свои точки. Так возник, например, «Додо» — замечательное место; «Лавочка детской книги», с маленькими, как бы домашними детскими; интернет-магазины хорошей детской литературы, такие как «Волшебная лавка». Как-то единомоментно возникли новые книжные выставки — среди них замечательный «Бу!Фест». Еще до кризиса возникло и в кризис расцвело буйным цветом немало вообще некнижных площадок вроде фестиваля «Афиши», фестиваля Seasons, где мы хорошо торгуем.

Так уж получилось: детский сегмент в литературе в отличие от всех остальных, как оказалось, наименьшим образом пострадал от кризиса. И, как это ни удивительно, на рынок наряду со специально сделанными «под кризис» недорогими книжками хлынули дорогие детские издания. И их вполне покупают; на мой взгляд, больше, чем дешевые. Так что все неплохо. Только вдруг стала ощущаться большая, чем в прошлые годы, склонность к консерватизму, но это, наверное, естественное явление кризисного периода. Я имею в виду потребность в классике. Но пока всё в пределах нормы. Если такое продлится еще года два-три, можно будет говорить о некоей стагнации в развитии детской литературы в России, но пока рано.

Несколько лет назад «Самокат» вместе с книготорговой фирмой «Гранд-Фаир» и библиотекой имени Гайдара стал инициатором нового методического каталога под названием «Сто лучших книг, которые должны быть в каждой библиотеке». Чтобы библиотекари — в частности, в регионах — знали, что существует «альтернативная» (просто новая, качественная) детская литература. А в этом году у нас был большой конфликт. Потому что я настаивала, чтобы в каталог вошла «Стена» Петра Сиса, получившая Гран-при на самой престижной в мире детской книжной выставке в Болонье (Италия), а затем еще 20 международных премий в разных странах (это книга «Самоката», что сильно затрудняло мое положение), — единственная в своем роде книга о жизни в послесталинский период в странах соцлагеря. Но в экспертном совете все, кроме меня, были против, и никакие аргументы — ни пресса, ни премии — не помогли. Очень надеюсь, что мы договоримся о создании в каталоге раздела «Книги, о которых спорят» и поставим «Стену» туда. Конечно, мы продадим книжку и так, первый тираж ее невелик. И даже переиздадим, потому что в ней наверняка будет потребность — книгу отлично принимают дети и подростки. Но все равно жаль, что люди, которых ты уважаешь и которым доверяешь, оказываются порой не в состоянии преодолеть собственные — реальные, надуманные? — страхи. Особенно если эти люди призваны работать с детьми. 

Марина КОЗЛОВА, издательство «Розовый жираф»

Не могу сказать, что в последнее время стало лучше, но однозначно не стало хуже. Пожалуй, с момента, когда объявили кризис, на последней non/fiction впервые было чувство, что опять пришло сильно больше людей, чем мы ожидали, что все возвращается.

Дело в том, что мы работаем с читателем индивидуально, чего не может позволить себе большое издательство. Несмотря на то что я директор издательства, я сама торгую на каждой выставке, для меня важно поговорить с людьми и понять, что им нравится, что не нравится: это дает неплохие результаты. Все эти маленькие выставки, которых в последнее время много (тот же самый «Бу!Фест» или выставка Ad Marginem, которая будет сейчас на «Фабрике»), нас очень радуют просто потому, что дают нам возможность посмотреть своему читателю в лицо. 

Люди обычно покупают или те книги, которые они читали в детстве, или те, которые им понравились, потому что лежали на виду. Очень много книг таким образом оказывается за бортом. Наша задача рассказать, что хороших книг множество, и не стоит останавливаться на том, что вы читали в детстве: вполне возможно, что ваши дети просто живут в другой реальности.

Наверное, самый главный наш хит — это книга Стивена Хокинга "Джордж и тайны Вселенной", первая часть трилогии. На мартовской выставке мы представим вторую книгу из этой серии, «Джордж и сокровища Вселенной». Еще, к нашему большому удивлению, совершеннейшим хитом по продажам стала книга, которую мы издавали, как нам казалось, просто для себя. Это «Замечательная книжка» Далласа Клейтона — книга про мечты. На наш взгляд, удивительная, но нам казалось, что она совсем не пойдет здесь, что она не для нашего читателя и найдется двести человек, которые сойдут от нее с ума, а остальные не поймут. Но мы ошиблись — она просто разлетается сейчас. 

Марина КАДЕТОВА, «Компас Гид»:

У нас в издательстве временно произошло затишье из-за разных проблем с правами, но это чисто технические проблемы, а так мы очень активно собираемся издавать книжки. Что касается ярмарки, то для такого маленького издательства, как мы, выпустившего пока всего три книжки, продажи на ярмарке на удивление довольно хорошие. Но в основном, поскольку издательство новое, для нас ярмарки — повод познакомиться с читателями, показать свои книжки и лично рассказать людям, что это такое и кто мы такие.

Мы хотим издавать книги для подростков, для молодежи, направленные на развитие толерантности, но не совсем уж тупо и прямолинейно. Это должна быть хорошая подростково-юношеская литература, но с каким-то универсальным, общечеловеческим гуманистическим смыслом. Ну и просто интересные книжки для чтения. А второе наше направление — это книжки-картинки, которые при небольшом объеме текста могут донести какие-то совершенно потрясающие мысли. Но как раз не для малышей, а скорее для молодежи. Книжки-подарки, может быть, такие милые и забавные, которые можно подарить друзьям по поводу и без повода.

Вадим ТИТОВ, издательство «Машины творения»

Оживление происходит давно, просто сейчас оно стало заметно. Это связано с тем, что мы стали объединяться. Мы давно взаимодействуем, выходим вместе на книжные ярмарки, рекомендуем друг друга. Тем более что часто наши книги не пересекаются по возрастам: одни издают для малышей, другие — для подростков. Скажем, «Розовый жираф» рекомендует читателю нас, а мы отправляем его к «Самокату». Так и живем — читатель-то у нас один, и у всех нас дети растут на книжках всех наших издательств. Известно, что оптовикам неинтересно работать с мелкими игроками на рынке, поэтому мы очень активно работаем с розницей. Ни одно крупное издательство не продает столько книг само, напрямую, с рук, сколько продаем мы все. Это и ярмарки, и интернет-заказы, и выездная лоточная торговля, и мероприятия в независимых магазинах, и так далее.

Восемьдесят процентов продукции нашего издательства — детские книжки с картинками, а наибольшей популярностью пользуется, конечно, «Груффало» Джулии Дональдсон в переводе Марины Бородицкой и Григория Кружкова. В этом году мы собираемся продолжать эту серию.

Источник: OPENSPACE.RU

Код для блога

Комментарии

comments powered by Disqus