«Проездной в сказку» — рецензия на книгу Марии Агаповой «Метрольцы»

«Проездной в сказку» — рецензия на книгу Марии Агаповой «Метрольцы»

В этом году издательский дом «Фома» в рамках проекта «Настя и Никита» выпустил в свет пухлую книжку про подземных жителей — метрольцев. На радость «маленьким машинистам» и их родителям в свежий сборник попали не только главы, выходившие ранее двумя тонкими изданиями, — «Приключения Юньки» и «Возвращение Юньки», — но и совершенно новые части — «Любопытный мальчик» и «Подземный город».

Без сомнения, оригинальная сказочная повесть о маленьком трудолюбивом народе, обитающем в таинственных лабиринтах метрополитена, найдёт своих юных почитателей. Только представьте: в подземном городке — этаком Подметровье — живут крошечные человечки, которые днём ходят в школу, на работу и в магазин, а по ночам с маленькими фонариками чистят и ремонтируют огромные станции и вагоны. Метрольцы тщательно скрываются: об их существовании знают только главные люди в метро — ну конечно, машинисты! А попавшись на глаза любому другому человеку, всякий уважающий себя метролец немедленно превращается в… собаку! Вот такая мимикрия под суровый мир метрополитена.

Однако не все метрольцы согласны смиренно выполнять свою миссию и всю жизнь прятаться от людей. Бунтарь и двоечник Юнька решает, что гнуться под игом быта, когда ты юн, смел и любопытен, — это просто преступление. Он сбегает из дома и впервые попадает за дверь с надписью «Выход в город». Здесь и начинаются приключения маленького метрольца в мире больших людей. Во второй части развивается сюжет-перевёртыш: любопытный мальчик Костик, для которого тоже нет ничего заманчивее таблички «Вход запрещён», попадает в подземный город метрольцев и успевает не только изрядно там набедокурить, но и доказать, что, в общем-то, люди — народ неплохой.

Автор сказки, молодая писательница Мария Агапова, — педагог по образованию. И это чувствуется по тому, как легко и деликатно ей удаётся «инкрустировать» увлекательный сюжет воспитательными моментами.

«Часто малышам дают задание почистить окна и двери вагонов. Какой-нибудь хулиган днём разрисует окна и двери поезда маркером, а малыши ночью их оттирают. Ох, и тяжёлая это работа! Иногда на всю ночь! Маленькие помощники добираются домой усталые, а тут ещё по пути мусор собирать надо. Набросают люди фантики, пакеты, банки и бутылки с платформ на рельсы, а малыши ходят ночью, убирают. Складывают в огромные фиолетовые мешки. Много работы у метрольцев, но работают они с удовольствием. Ведь метро — это их дом!»

Ну какой малыш бросит в метро обёртку от мороженого, зная, что убирать за ним придётся крошечному метрольцу? Разве только чтобы приманить…

Столь же ненавязчиво повесть учит и гуманному обращению с животными. Автор даёт читателю возможность взглянуть на знакомую ситуацию глазами домашнего любимца. Вот, например, показательный эпизод, в котором Юнька, для отвода глаз ставший щенком, попадает в руки девочке, которая ну очень любит животных:

«Девочка до самого вечера возилась с Юнькой: то по спинке погладит, то за ушками почешет, то хвостик покрутит. Принесла одежду от куклы и начала на Юньку платье натягивать. Юнька сначала держался, но потом не вытерпел, рассердился. А сказать ничего не может, только лай получается. Он гавкает, а девочка смеётся и в ладоши хлопает. Весело ей! Пару раз удирал Юнька в другую комнату под диван. Но всё равно девочка его оттуда за хвост вытягивала, относила в прихожую на коврик — и опять мучить!»

Пожалуй, этот образ закрепится в детском сознании прочнее, чем постоянное родительское «Оставь Мусю в покое!».

А вот уютные иллюстрации Антонины Ивановой с точки зрения педагогичности не так уж совершенны. Родители с высокими художественными требованиями вряд ли добавят в избранное эти незатейливые и нарочито детские картинки. Зато у детей есть все шансы не на шутку увлечься яркими и многодетальными изображениями только что открывшегося им мира. Держим кулачки, чтобы, приглядевшись, они не заметили досадных ошибок вроде призывов «Оденьте каску!» на табличке в ремонтируемом туннеле метро или «Учите цыфры!» на плакате в метрольской школе (буквы тоже неплохо бы подучить). В остальном иллюстрации составляют единое целое с текстом и подливают масла в огонь детской фантазии, зажжённый новостью о подземных гномах.

Как определить наверняка, понравится ли ребёнку повесть про метрольцев? Проще простого! Если малолетний читатель:

  • любит истории о гномах и крошечных человечках, как-то: «Приключения Незнайки» Носова, «Дюймовочка» Андерсена, «Мальчик из спичечной коробки» Кестнера, «Маленькие человечки» братьев Гримм, «Чёрная курица, или Подземные жители» Погорельского, «Путешествия Гулливера» Свифта и т. д.,
  • переносит полюбившихся сказочных персонажей в реальную жизнь, продолжая сочинять про них собственные сюжеты;
  • обожает поезда и всё, что с ними связано,
  • побаивается ездить на метро, —

смело вручайте ему эту книжку. Осторожно, у индустриальной сказки про «метрошных гномиков» могут быть побочные эффекты: не исключено, что родителям придётся сооружать в детской дом-вагончик, а также отклеивать ребёнка в метро от окон («На этот раз я их точно увижу!») и бродячих собак («Это метролец, он только что превратился!»). Зато после знакомства с метрольцами каждая поездка в подземке станет настоящим приключением — в этом можно не сомневаться!

Елена Трилле, специально для Kidreader

Иллюстрации

  • Метрольцы
  • Метрольцы
  • Метрольцы
  • Метрольцы
  • Метрольцы
Код для блога

Комментарии

comments powered by Disqus